Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо знать что такое «готовность к школе» в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Для чего это нужно знать родителям?
Психологическая готовность к школе – многокомпонентное, целостное образование, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточность сформированности какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе (неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность).
Физическая
|
Состояние здоровья Физическое развитие Развитие анализаторных систем Развитие мелких групп мышц Развитие основных движений (бег, прыжки
и др.) |
Мотивационная |
Подразумевает наличие у ребенка желания
принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы
школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учебой. С
этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят
учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует
давать ребенку только позитивную информацию ор школе. Помните, что ваши
оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично,
полностью. Ребенок должен видеть,
что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу. Причиной нежелания идти в школу может
быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6-7 лет психическое
развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс
скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного
года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем
ребенок еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба – это
обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет
успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка
людей. |
Интеллектуальная |
Предполагает
развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа,
синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К
6-7 годам ребенок должен знать: -
свой адрес и название города, в котором он живет; -
название страны и ее столицы; -
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы; -
времена года, их последовательность и основные признаки; -
названия месяцев, дней недели; -
основные виды деревьев и цветов. Ему
следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка –
это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во
времени, пространстве и своем ближайшем окружении. |
Волевая |
Предполагает наличие у ребенка
способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности,
наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить
результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень
привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе
способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они
побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. |
Коммуникативная |
Проявляется в умении ребенка подчинять
свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в
классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество,
действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или
отстаивать свою правоту социально допустимыми способами, подчиняться или
руководить. В целях развития коммуникативной
компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына
или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с
друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого
вида готовности к школе. |
Специальная |
Умение читать, считать, писать. |
Онлайн тест "Готовность ребенка к школе"
Информация
подготовлена по материалам: Ковалева Е.Б., Баранова О.В., Бабич О.И., Зубцова О.В.,
Ямщикова О.А. Родителям будущих первоклассников. Учимся по
новым федеральным государственным образовательным стандартам: Методические
рекомендации. – Иркутск, 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий